Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Высокая конкуренция во всех областях производства и деятельности России и мира обусловливает необходимость в постоянном поиске инновационных решений. Современный потребитель привык к тому что имеет широкое предложение товаров или услуг и исходя из своих потребностей, желаний и предпочтений делает выбор в пользу того или иного предложения.
Однако, прежде чем внедрить инновацию значимым этапом является прогнозирование жизнедеятельности этой инновации, так как многие новинки остаются невостребованными. Невостребованными они могут быть так же по причине недостаточного информирования потенциального потребителя о его ценности.
Современная политическая ситуация оказывает большое влияние на все секторы экономики Российской Федерации. В современных условиях необходимо оперативно анализировать ситуацию и принимать обоснованные решения, так как ценой может стать успех всего бизнеса. Рынок образовательных, а именно языковых услуг для детей в том числе, находится в ситуации неопределенности и уже начало 2022 года показало значительные скачки в снижении и повышении спроса.
Актуальность данной работы состоит в том, что в нынешние ситуации неопределенности в РФ, языковые курсы для детей находятся в зоне риска снижения спроса на данный вид услуг. Работа направленна на поиск решения по стабилизации спроса на услуги языкового центра «Полиглотики».
Объектом исследования данной работы является ООО «Полиглотики» - языковой центр для детей и родителей. Предметом исследования является процесс разработки и внедрения новой услуги «Летний городской лагерь» на безе языкового центра «Полиглотики».
Целью работы является разработка маркетинговой стратегии по продвижению новой услуги ООО «Полиглотики» и расчет экономической эффективности предложенных мероприятий. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические и методологические аспекты инновационной сферы в Российской Федерации;
- произвести краткий анализ деятельности ООО «Полиглотики»
- изучить маркетинговую среду языковой школы;
- разработать идею по продвижению языкового центра на рынке образовательных услуг;
- произвести анализ потенциальных потребителей;
- определить предпочтения потребителей к новой услуге;
- произвести оценку конкурентоспособности новой услуги в сравнении с конкурентами;
- разработать программу продвижения новой услуги;
- разработать маркетинговую стратегию по продвижению новой услуги на рынок языковых услуг;
- произвести экономическую оценку окупаемости проекта.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ, ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
1.1 Значимость и применение маркетинга инноваций
Современная политическая и экономическая ситуация в Российской Федерации располагает к постоянному обращению предприятий и организаций к поиску и применению инноваций в процессе своей деятельности. Для удержания конкурентных преимуществ многие предприниматели пытаются постоянно предлагать что-то новое. Однако, в целом экономика РФ характеризуется как экономика которая мало использует инновации и нововведения.
Такое состояние экономики РФ было характерно до марта 2022 года. С введением множества санкций в отношении РФ, которые затронули практически все сферы экономики имеющиеся в стране. Для некоторых предпринимателей такой поворот событий стал неожиданной неприятностью и угрозой закрытия бизнеса. А для многих наоборот превратился в шанс реализовать неиспользованный потенциал.
Для тех предприятий, управление которых умеет анализировать и прогнозировать развитие ситуации на рыке это реальный шанс выйти на новый уровень производства или предоставления услуг. Такой подход называется маркетинг инноваций.
В таких условиях к маркетингу необходимо подходить не как к отдельной функции компании, а как к концепции управления инновационным развитием организации или компании. Таким образом, управление предприятием основывается на маркетинговом анализе дальнейшего действия.
Современный маркетинг позволяет это все осуществлять на практике. Таким образом, прогнозируя соответствие товара или услуги ожиданиям потенциального потребителя. Многие современные исследователи и практики, воспринимают маркетинг только как инструмент продвижения продукта на рынок. Такой подход уже изжил себя, и маркетинг позволяет прежде все выявить и удовлетворить потребности потребителя, таким образом, маркетинг уже выполняет две функции, которые представлены на рисунке 1 [4].
Рисунок 1 – Функции маркетинга инноваций
Таким образом, маркетинг выполняет функцию коммуникации между потребителем и производителем товара или услуги, для достижения наиболее эффективного взаимодействия.
Маркетинговые исследования должны сопровождать инновационную деятельность современного предприятия на всех стадиях создания, разработки, внедрения и распространения инноваций, причем на каждом этапе решаются строго определенные цели и задачи и применяются специальные маркетинговые инструменты. Результаты маркетинговых исследований позволяют предприятию адаптировать инновацию к требованиям потребителей и оценить правильность своих действий по выведению инновации на рынок и ее позиционированию. Место маркетинга в инновационной деятельности рассматривается с двух позиций:
- маркетинговый подход позволяет осуществить предварительное формирование облика и рабочее проектирование нового продукта на основе результатов маркетингового исследования, что особенно важно и ценно с точки зрения реализации концепции «чистого маркетинга» (концепции маркетингового подхода) в отношении производства товаров, действительно востребованных рынком [2]. Наглядно данный подход может быть представлен в виде схемы, изображенной на рисунке 2.
Рисунок 2 – Реализация концепции «чистого маркетинга»
При применении такого подхода, маркетинговые исследования являются актуальными на всех этапах инновационного процесса, начиная с формирования инновационной идеи и заканчивая этапом реализации и распространения инновации.
- технический (инженерный) подход предполагает организацию производства для реализации инновационной идеи на основе технических расчетов и проектирования, а затем предусматривает проведение мероприятий по поиску потенциальных потребителей инновационного продукта [6].
Маркетинг в данном случае осуществляется после завершения разработки инновационного продукта. Инженерный поход представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Применение технического подхода к инновационному процессу
Ярким примером соединения технического и маркетингового подхода в процессе реализации инновационных продуктов с целью максимально полного удовлетворения потребностей потребителей является технология кастомизации, которую в экономической литературе рассматривают как элемент инновационного маркетинга. Потребителям требуется более расширенный сервис и полная информация о покупках, а также послепродажная поддержка со стороны производителя и экологически безопасные товары[2].
1.2 Потенциал и перспективы Российской Федерации в системе инноваций
В современных условия для России как никогда необходимо применение маркетингового подхода к инновационному развитию современных предприятий. Такая ситуация обусловлена новыми изменениями рынков, которые единовременно переполнились новыми потребностями и новыми возможностями.
Использование маркетинговой концепции в управлении инновационным развитием предприятия возможно только при проведении планомерных исследований по изучению потребительского спроса, на основе которых принимаются решения о модификации товара или необходимости производства принципиально новых продуктов[3].
Схема применения инновационного маркетинга представлена на рисунке 4, на котором объединены технический и маркетинговый подходы.
Рисунок 4 – Концепция маркетинга инноваций
Концепция инновационного маркетинга основывается на комплексном подходе, рассматривающем инновацию с точки зрения потребителя и производителя. Для успешного внедрения инноваций целесообразно применять маркетинговые технологии, осуществляющие связь предприятия с потребителем с целью постоянного выявления новых требований, предъявляемых к качеству инновационных продуктов и способам их доведения до конечного потребителя. Бесспорным является тот факт, что основу инноваций составляют требования рынка, удовлетворение которых позволяет предприятию создавать инновацию с минимальным риском.
Более предпочтительным является создание принципиально новых продуктов и технологий, способных обеспечить предприятию перманентное инновационное развитие, которое основано на проведении фундаментальных и прикладных исследований, разработке и внедрении инноваций с учетом результатов маркетинговых исследований и современных тенденций в рыночной среде [5]. Это создает предприятию имидж инновационно-активной компании, позволяет лидировать в конкурентной борьбе и не бояться копирования своих инноваций конкурентами.
Более того, каждое инновационное предприятие стремится к коммерциализации и тиражированию своих инновационных идей, что обеспечивает ему позиции лидерства в разработке инноваций первой волны. Инновационные предприятия, активно разрабатывающие и реализующие инновации, самостоятельно создают новые рынки, правильно определяя потребительские нужды, прикладывая творческие усилия и применяя технологические ноу-хау. В создании предприятием новой среды для разработки и распространения инноваций активную роль призван сыграть инновационный маркетинг.
Таким образом, при правильном применении маркетинга инноваций РФ может спокойно выстоять все политические и санкционные воздействия. При этом экономика страны только укрепится, а Россия станет еще более мощным государством.
2 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Общая характеристика ООО «Полиглотики»
Языковой центр «Полиглотики» город Санкт-Петербург. Организационно-правовая форма предприятия – общество с ограниченной ответственностью ООО «Полиглотики».
Сеть языковых центров «Полиглотики» обучает детей в возрасте от 1 года до 12 лет английскому, немецкому, французскому, испанскому и китайскому. Занятия проходят по авторским программам, разработанным методистами центра. Коммуникативная методика направлена на освоение учащимися иностранных языков в естественной среде.
Сеть языковых центров «Полиглотики» работает в Санкт-Петербурге с 2006 года, являясь одной из наиболее качественных с точки зрения предоставления образовательных услуг языковых школ.
В настоящее время в Санкт-Петербурге представлено семнадцать центров в различных районах города, а также еще шесть центров в Ленинградской области. Открытие новых центров происходит как его владельцами, так и по франшизе, что позволяет осуществлять развитие сети более быстро.
География деятельности языкового центра «Полиглотики» представлена на рисунке 5 [7].
Рисунок 5 – География деятельности языкового центра «Полиглотики»
Сеть языковых центров «Полиглотики» по каждому иностранному языку предлагает следующие виды услуг:
групповые и индивидуальные занятия для малышей 1–3 года;
групповые и индивидуальные занятия для дошкольников 4–6 лет;
групповые и индивидуальные занятия для школьников 7–12 лет;
английский детский сад;
языковой лагерь;
каникулярные программы;
языковой клуб.
Помимо этого, сеть языковых центров «Полиглотики» предоставляет также занятия на русском языке, к ним относятся индивидуальные и групповые занятия с логопедами, а также курсы по развитию скорочтения, мнемотехник и каллиграфии у детей.
Сеть языковых центров «Полиглотики» давно представлена на рынке образовательных услуг для детей, регулярно расширяется и показывает положительную динамику своих основных финансово-экономических показателей. Динамика основных финансово-экономических показателей компании представлена в таблице 1.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования : учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.
2. Диденко, Н. И. Международный маркетинг. Практика : учебник для вузов / Н. И. Диденко, Д. Ф. Скрипнюк. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 406 с.
3. Кожевникова, Г. П. Информационные системы и технологии в маркетинге : учебное пособие для вузов / Г. П. Кожевникова, Б. Е. Одинцов. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 444 с.
4. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник для бакалавров / под ред. А. Л. Абаева, В. А. Алексунина, М. Т. Гуриевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 433 с.
5. Секерин, В. Д. Инновационный маркетинг : учебник / В.Д. Секерин. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 237 с.
6. Токарев, Б. Е. Маркетинг инновационно-технологических стартапов: от технологии до коммерческого результата / Б. Е. Токарев. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2020. — 264 с.
7. Государственная дума федерального собрания Российской Федерации «Выплаты на детей в 2022 году: как помогают семьям» http://duma.gov.ru/news/53654/
8. 3 ЖУРНАЛИСТ. На российском рынке бумаги новый кризис https://jrnlst.ru/crisis-2022
9. 2 Коммерсантъ. ЦБ назвал снижение инфляционных ожиданий до 11,5% предпосылкой для изменения ставки https://www.kommersant.ru/doc/5367949
10. Исследование факторов формирования спроса на языковые курсы для детей file:///C:/Users/Ass/Downloads/issledovanie-faktorov-formirovaniya-sprosa-na-izuchenie-kursov-angliyskogo-yazyka.pdf
11. Официальный сайт «Полиглотики» https://spb.poliglotiki.ru/
12. 4 Рейтинги и новости. Рождаемость в России 2021-2022: Таблицы по годам и рейтингам рождаемости. https://top-rf.ru/places/565-rozhdaemost-v-rossii.html
13. 5Современные технологии обучения иностранным языкам https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-obucheniya-inostrannym-yazykam
14. 1 Фонд президентских грантов. Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения https://президентскиегранты.рф/public/contest/directions/science